Играть в покер
Главная » Обучающие статьи » Оддсы и ауты (1 часть)

Оддсы и ауты (1 часть)

Оддсы и ауты

Покерная математика

Прибыльность вашей игры на длительной дистанции во многом определяется тем, насколько часто вы будете совершать математические ошибки и вынуждать оппонентов допускать их. Математический элемент и отличает покер от азартных игр вроде рулетки, где можно надеяться только на удачу. Здесь же мы можем просчитать выгодность определенного действия. Поступая в одной и той же ситуации математически правильно, вы можете и проиграть пару раз, но на дистанции все выровняется, и вы окажетесь в плюсе. По большому счету именно это и описывает Фундаментальная Теорема Покера.
В основе покерной математики лежат понятия об Оддсах и Аутах. Это азы, которые обязан знать каждый игрок. По большей части это касается розыгрышей дро-рук, но принцип действует практически во всех игровых ситуациях. Если вы собираетесь зарабатывать покером, то помимо того, что советует Крис Манимейкер, вы должны натренировать себя автоматически подсчитывать оддсы и ауты перед принятием решения. Это достаточно просто и невероятно полезно.

Ауты

Ауты («outs») – это еще не вышедшие из колоды карты, которые могут усилить вашу руку на последующих улицах.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Предположим, у вас на руках  6c 7c, а на флопе  Ac 4c Qh
В данной ситуации вам не хватает одной карты крестовой масти, чтобы собрать флеш. Ваша рука в данный момент называется флеш-дро (неготовый флеш). Посчитаем, сколько же у вас аутов на усиление. Всего в колоде 13 карт крестовой масти. Четыре из них уже вышли – это две у вас на руках и две общие на флопе. То есть осталось 13-4=9 карт. Это и есть ваши девять аутов. Конкретно это будут  2c 4c 5c 8c 9c 10c Jc Qc Kc. Если на терн или ривер придет любая из этих карт, ваша рука усилится до флеша и вы вероятно выиграете раздачу.

Пример 2. У вас  6h 7h, а на флопе  Ac 4c 5d
Эта неготовая рука называется двустороннее стрит-дро или OESD (open ended straight draw). Чтобы превратиться в готовый стрит ей нужна любая тройка или восьмерка. То есть у вас восемь аутов –  3d 4c 3s 3h  8d 8c 8s 8h

Примечание. В этой и этой статье вы найдете подробные инструкции по розыгрышу стритов.

Пример 3. Ваша рука  6h 7h, флоп  Ac 4c 8d
В данный момент у вас «дырявый» стрит – Гатшот (Got Shot). Собрать готовую комбинацию вам поможет только пятерка, то есть аутов на стрит у вас всего четыре –  5d 5c 5s 5h. Гатшот – очень слабое дро, тянуть его практически всегда не выгодно.

Пример 4. Иногда у вас может оказаться комбинация из двух видов дро – так называемое Монстр-дро. Допустим у вас  6c 7c, а на флопе  Ac 4c 5d
Ваше монстр-дро может усилиться как до стрита, так и до флеша. Довольно много карт из колоды могут дать вам готовую комбинацию.  2c 4c 5c 8c 9c 10c Jc Qc Kc  дадут вам флеш, а  3d 3s 3h  8d 8s 8h  дадут стрит. Заметьте, при подсчете аутов на стрит мы не учитываем крестовые 3 и 8, так как уже включили их в ауты на флеш. Таким образом у вас целых пятнадцать аутов. Это очень сильное дро, которое с большой вероятностью закроется до шоудауна.

Пример 5. Ауты можно считать не только для дро-рук. Допустим у вас  6c 7c, а на столе  Ad 6h Kc
Сейчас у вас лишь слабая младшая пара, которая врядли будет иметь ценность на шоудауне.Но она может усилиться до двух пар или трипса, если не терне или ривере выпадет шестерка или семерка. В колоде осталось пять ваших аутов —  6s 6d  7h 7s 7d

Оддсы

Теперь, зная количество своих аутов, вы можете оценить свои шансы на выигрыш банка. В покере их принято называть Оддсами (“odds”).

Оддсы – это отношение бесполезных карт к вашим аутам.

Под бесполезными подразумеваются неизвестные кары из колоды, которые не усилят вашу руку, то есть не являются вашими аутами.
Всего в колоде 52 карты. На флопе вам известны пять из них – две ваши карманные и три общие на столе. Остальные 47 карт остаются для нас неизвестными. Не важно, что какие-то из них находятся на руках у оппонентов, – для вас они считаются общей неизвестной колодой. Чтобы узнать количество бесполезных карт нужно просто из неизвестных карт вычесть ваши ауты. Например, если на флопе у вас 9 аутов, то бесполезных карт будет 47-9=38, а ваши оддсы будут равны 38:9 или примерно 4:1.

Это отношение показывает ваши шансы НЕ собрать нужную руку. То есть при оддсах 4:1 на каждые четыре неудачных попытки словит ауты приходится одна успешная. Таким образом формула для подсчета оддсов для каждой улицы будет выглядеть следующим образом:

Оддсы = (неизвестные карты — ауты) : ауты

От улицы к улице они не будут сильно отличаться, а значит, если у вас на флопе есть оддсы 4:1, то не нужно заново пересчитывать их на терне, погрешность будет настолько незначительна, что ей можно пренебречь.
Для Холдема также часто необходимо будет знать свои шансы от флопа до ривера, то бишь при выходе еще двух неизвестных карт. Они будут примерно в двое лучше, чем при выходе одной.

Формулы расчета оддсов безусловно необходимо знать, чтобы иметь представление о том, как работают оддсы и ауты, но каждый раз вести вычисления будет утомительно и вовсе необязательно. Достаточно держать открытой следующую таблицу, а оддсы для стрит- или флешдро, которые будут наиболее часто использоваться, вы быстро выучите наизусть.

Таблица оддсов и аутов

Пот-оддсы

Так как же определить выгодность наших коллов при известных оддсах? Очень просто – нужно сравнить их с шансами банка (пот-оддсами).

Пот-оддсы – это отношение текущего банка к текущей ставке.

Рассмотрим два случая.

Допустим на флопе мы имеем флешдро. Пускай банк на этот момент банк равен $50. Если сейчас наш оппонент поставит $10 (текущая ставка), то текущий банк составит $50 + $10 = $60. Значит пот-оддсы будут $60:$10, то есть 6:1.
А вот если оппонент поставит на флопе $25, пот-оддсы уже будут выглядеть иначе. ($50 + $25):$25 = $75:$25, то есть 3:1.
Мы знаем, что с флешдро наши оддсы равны 4:1. Сравнив их с шансами банка, мы увидим, что в первом случае пот-оддсы больше оддсов, а во втором – меньше. Математически правильно будет коллировать в том случае, если пот-оддсы превышают оддсы.

Колл считается прибыльным, если пот-оддсы выгоднее, чем оддсы. В противном случае — колл убыточный.

Докажем это расчетами. Мы уже знаем, что если будем пять раз коллировать ставку оппонента при оддсах 4:1, то в четырех случаях мы не сможем собрать наш флеш, а в одном соберем.
Таким образом в первом случае мы четыре раза потеряем по $10, что составит $40, а один раз заберем текущий банк $60. $60 — $40 = $20, а это значит, что в итоге мы окажемся в плюсе. В среднем наш колл будет приносить $20 : 5 = $4

Во втором же случае, мы четыре раза проиграем по $25, а один раз выиграем $75. $75 – $100 = -$25. Как видите, мы понесем убытки. Каждый такой колл в среднем будет стоить нам -$5.
Не трудно заметить закономерность: чем выше ставка по отношению к банку, тем не выгоднее ее коллировать.

В следующей статье курса вы узнаете о некоторых тонкостях, которые нужно учитывать при подсчетах в реальных игровых ситуациях.

Удачи за столами!

4 комментарий на “Оддсы и ауты (1 часть)

Оставить комментарий